ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Ребенку, испытывающему трудности в
чтении, предлагается на время отвлечься от этого "нудного" занятия и
вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом;
выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных
операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает
гораздо лучше.
Чтение
"зашумленных" слов. Ребенку предлагаются карточки со словами,
прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков,
пересекающих буквы. Степень затруднения, определяемая количеством линий и
сложностью рисунков, подбирается индивидуально для каждого ребенка.
Чтение
пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, буквы в
которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так,
чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом
постепенно увеличивается.
Чтение наложенных друг на друга слов.
Слова на карточках написаны так, что одно слово "нагромождается " на
другое, пересекается с ним. Количество смешиваемых слов и
плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.
Чтение
строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги накладывается
на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу,
а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки
листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки,
потом третьей и т.д.
Чтение
строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично
предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб
верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по
нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист
сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д.
Чтение
перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается
"вверх ногами" (на 180º). Задача ребенка: двигая глазами справа
налево, прочитать текст.
Восполнение
пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с
пропущенными буквами (количество пропусков варьируется в зависимости от уровня
подготовки ребенка), пропуски отмечаются черточками или точками, например: Испуганная
де_очка быст_о пошла
по крут__ дорожке. При этом должны встречаться пропуски
двух видов.
Восполнение
пропусков слов в предложении. Дается текст или ряд отдельных
предложений с пропущенными в них словами. Это
упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять
смысловой анализ текста и постоянно привлекать понимание текста для прочтения
отдельных фрагментов предложения, а также формирует умение выдвигать контекстно
обусловленные гипотезы о значении отдельных слов и быстро их проверять на
основе одномоментного схватывания целого предложения.
Составление
предложений из отдельных слов. Предложения пишутся на полосках бумаги,
затем полоски разрезаются так, чтобы на каждом ее куске осталось лишь одно
слово. Задача ребенка, перемещая куски полоски с отдельными словами, сложить их
так, чтобы получилось связное осмысленное предложение.
Чтение
текста через слово. Читать следует не как обычно, о перескакивая через
каждое второе слово (например, это предложение надо прочесть так: Читать ... не
... обычно ... перескакивая ... каждое ... слово). Это упражнение, во-первых,
вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых,
создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения.
Быстрое многократное
произнесение предложений. Ребенку дается предложение или строфа
стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и
как можно быстрее.
Приведенные
упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными
частями навыка чтения. Выполнение их превращает процесс чтения в необычное,
веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное
эмоциональное отношение к нему. Подавляющее большинство детей, прошедших такой
тренинг, смогли достаточно эффективно преодолеть имевшиеся у них трудности с
чтением. Только родителям и педагогам нужно помнить, что только систематические
занятия дают хороший, быстрый, сохраняющийся и улучшающийся результат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий