Поради батькам, які бажають виховати здібну
дитину
1. Дитина — це не експериментальний майданчик для психолого-методичних новацій та апробацій, це не іграшка і не втіха, не «помічник» на старість.
2. Даруйте дитині батьківську любов, повагу, створіть умови для розвитку, дайте можливість їй жити власним життям.
3. Допомагайте, але не заважайте їм самим робити свій вибір.
4. Виховуйте дитину як рівну собі, тоді вона буде відстоювати власну думку, поважати інших, буде вільною, талановитою особистістю.
5. Спілкуйтесь частіше з дітьми, намагайтеся бути в курсі їх справ, підтримуйте їх у будь-якій ситуації, пояснюйте існування різних точок зору.
6. Підтримуйте родинні стосунки, влаштовуйте сімейні свята, ігри. Виховуйте дитину в гармонії з природою.
7. Дайте можливість дитині спробувати себе в різних напрямах творчої діяльності, не дозволяйте кидати розпочату справу, доки не отримаєте перших результатів, щоб зробити певні висновки.
8. Радійте успіхам ваших дітей.
9. Виражайте свою любов до дітей так, щоб вони її відчули.
10. Пам’ятайте, що проблеми дитини — це і проблеми батьків і починати щось змінювати треба спочатку з себе.
Как просто жить с ребенком в мире и дружбе.
1. Вместо раздраженного:
«Пошли скорее, сколько тебя ждать!»
Скомандовать: «На старт, внимание... марш! Побежали!»
Скомандовать: «На старт, внимание... марш! Побежали!»
2. Вместо угрожающего:
«Ешь, иначе не получишь десерт».
Обрадовать: «После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».
Обрадовать: «После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».
3. Вместо грубого: «Убери
за собой»
Произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе...»
Произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе...»
4. Вместо рассерженного:
«Не мешай!»
Сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник».
Сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник».
5. Вместо недовольного:
«Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту,
которая есть».
Примирить с неприятностью: «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?»
Примирить с неприятностью: «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?»
6. Вместо риторического:
«Ляжешь ты, наконец, спать!»
Поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»
Поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»
7. Вместо злого:
«По попе захотел?»
Выпустить пар: «Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?»
Выпустить пар: «Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?»
8. Вместо бессильного:
«Чтобы я никаких „не хочу“ не слышала!»
Неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»
Неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»
9. Вместо нудного: «Сколько
раз повторять»
Сказать таинственным шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию... Повторите, как слышали».
Сказать таинственным шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию... Повторите, как слышали».
10. Вместо менторского:
«Руки помыл?»
Предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?»
Предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?»
«Ну как дела
в школе?»
Если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?»,
то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если
вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите
своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить
подробно.
1. Что самое хорошее
из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее
из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
2. Расскажи мне что-нибудь
смешное, над чем ты сегодня посмеялся?
3. Если бы ты мог
выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе?
А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
4. Расскажи мне
о самом классном месте в школе.
5. Какое самое странное
слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня
что-то странное?
6. Если бы
мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы
он мне рассказал о тебе, как думаешь?
7. Кому ты сегодня
помог?
8. Может, кто-то тебе
сегодня помог?
9. Расскажи мне, что нового
ты узнал сегодня?
10. Был ли момент,
когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
11. Было ли тебе
сегодня очень скучно?
12. Если бы
инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то
из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
13. С кем бы
ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты еще
никогда не играл?
14. Расскажи мне о чём-то
хорошем, что произошло с тобой сегодня.
15. Какое слово учитель чаще
всего сегодня повторял?
16. О чём бы
ты еще больше хотел узнать в школе?
17. Чего бы тебе
хотелось меньше делать в школе?
18. С кем бы
ты в своем классе мог вести себя лучше?
19. Где ты чаще всего
играешь на переменах?
20. Кто самый смешной ученик
в вашем классе? Почему он такой смешной?
21. Тебе понравился
сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
22. Если бы завтра
ты стал учителем, что бы ты сделал?
23. Как ты думаешь,
может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?
24. Если бы ты мог
поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
25. Расскажи мне о трех
различных случаях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.
Покажите веру в ребенка
·
«Я тебе доверяю».
·
«Я в тебя верю».
·
«Я уважаю твое решение».
·
«Это непросто, но у тебя обязательно получится».
·
«Ты все верно делаешь».
·
«Ты все правильно понимаешь».
·
«Как у тебя это получилось?»
·
«Научи меня, как это у тебя получается».
·
«Ты делаешь это лучше, чем я».
·
«У тебя получается это лучше, чем у меня».
Обратите внимание на усилия и старания
·
«Я вижу, ты очень много труда вложил в это».
·
«Я вижу, как сильно ты старался».
·
«Ты так потрудился над этим, и вот как здорово
получилось!»
·
«Получается очень здорово!»
·
«Могу представить, сколько времени на это ушло!»
·
«Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!»
·
«Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!»
·
«Твои труды привели к хорошему результату!»
Поблагодарите за время, проведенное вместе
·
«Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе».
·
«Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова
поиграть завтра».
·
«С тобой очень интересно».
·
«Мне очень понравилось, как мы поиграли».
·
«Я рада, что ты дома».
·
«С тобой очень интересно и приятно играть».
Помогите ему самому оценить свой результат
·
«Что ты сам думаешь об этом?»
·
«Представляю, как тебе самому приятно!»
·
«Что тебе здесь самому больше всего нравится?»
·
«А как ты сам думаешь?»
·
«А что ты сам думаешь об этом?»
·
«А как тебе самому кажется?»
·
«А тебе самому как бы хотелось?»
Благодарите за помощь и вклад
·
«Спасибо больше тебе за то, что ты...
(за конкретное дело)».
·
«Спасибо за то, что ты сделал».
·
«Спасибо большое за твою помощь».
·
«Спасибо за твое понимание».
·
«Это очень большая помощь для меня, спасибо».
·
«Ты мне так хорошо помогаешь!»
·
«Благодаря тебе я все закончила быстрее».
·
«Благодаря тебе у нас теперь так чисто».
Опишите, что видите
·
«Вот это да! Комната чистая!»
·
«Ух ты! Постель застелена!»
·
«Какие яркие краски ты используешь!»
·
«Я вижу, что ты очень постарался!»
·
«Я вижу, что ты сам убрал со стола!»
Опишите, что чувствуете
·
«Я очень люблю заниматься и играть с тобой».
·
«Я так рада, когда ты дома».
·
«Я чувствую, что мы с тобой как одна команда».
·
«Мне очень приятно, когда ты так говоришь».
·
«Я так счастлива, что ты у нас есть».
·
«Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь».
Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие
желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к
учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам
утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины,
давайте разберемся вместе. В интернете, да и в книжных магазинах имеется
большое разнообразие информации на эту тему, да и у каждого родителя есть
свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во
многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних
успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то
уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем
самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают
радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать
компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и
вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто
прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.
Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у
школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и, как говорится, каждый
имеет право на это мнение. Но цель данной статьи — предложить всем
родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.
Мотивация
с точки зрения науки
Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация».
Произошло это слово от английского «movere» — «двигать». Другими словами,
мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством
и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и
творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы:
полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском
гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень
важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли
он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения
успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится
очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует, или
предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же
самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в
этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически
невозможно.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз,
сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд
собой, а на четвертый — пятый раз оставался совершенно спокоен. Это и есть
мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в
школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях.
Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него
желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы
усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов, в зависимости от
стиля воспитания, разные результаты, в каждом из них есть положительные и
отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас, родителей, к
самосовершенствованию в течение всей жизни.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная
успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для
выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения.
Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того,
чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в
тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или
компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал.
Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением
взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться.
Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в
понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга. Подобное
происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…
Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно
умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее,
это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не
заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их
применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой
неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость в свою очередь
ведет к отклонениям в поведении.
Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе
и мотивация к обучению снижается. Причем, если раньше в такую категорию детей
попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом, – то теперь
неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.
С чего
все начинается?
Ошибка
родителей №1
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому
что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не
синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития
произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным
правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать
необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя:
приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не
нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Ошибка
родителей №2
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов
биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически
несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована
рука. Проверить, сформирована ли рука можно следующим образом: попросить
ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1
минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела.
Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны
смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая
неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации
(ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок
начинает тихо ненавидеть школу.
Ошибка
родителей №3
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со
сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок
вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень
хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка
родителей №4
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому
эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей
семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и
отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Ошибка
родителей №5
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима
дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е.
посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на
нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка
родителей №6
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей
(всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей
лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
Ошибка
родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы,
физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка
родителей №8
Завышенные требования без учета объективных возможностей
ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные
причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические
особенности, особенности умственного развития и пр.)
Ошибка
родителей №9
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных
высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха,
неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное,
самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка
родителей №10
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые
были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это
может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем
меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Формирование
побуждения к действию. Как это сделать на практике?
Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и
мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому
захочется учиться.
1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение
учиться или ошибки воспитательного характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться –
станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к
обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не
справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого
родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться.
Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не
получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка
«не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои
силы, и тогда результат не заставит себя ждать.
2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить
ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и
произвольного поведения или исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала
их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована
произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали
процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему
лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать
паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый
класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной
деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь
формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе.
Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль,
пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте
к самоконтролю.
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не
делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не
надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать
такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался,
молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но
более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание
выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает
об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как
решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» —
манипуляция чистой воды).
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и
учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая
сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты
ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно
иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями,
предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается
образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А
это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как
следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им
оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью
и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо
безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив
избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная
самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои
возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой
адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать
своих ошибок. Поэтому очень важна адекватность самооценки ребенка в отношении
учебного процесса в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого,
помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть
личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка
занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности –
попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.
8 ) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное
поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки
любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне
нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где
гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за
деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот
вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот
поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг
и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна
важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности
ребенка быть частью семейной системы.
9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен
контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что
процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для
подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль –
помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему
профессионального определения.
10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу
«розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете
последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной
мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
11) Очень важен навык самоконтроля в учебной деятельности и
формировании у школьника желания учиться. Ведь не секрет, что многие ошибки у
детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя
после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а
если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.
Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание.
Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как
искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание
параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества
ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых
зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители
не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае
сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в
свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру
ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка,
тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его
воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость,
еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к
обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.
13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а
оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он
действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо
себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.
Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать
адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться
оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из
его ожиданий, ощущений и его целей.
14) Очень важный период в жизни школьника — переход в
среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно
возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом
возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе,
практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите
школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в
дальнейшей жизни.
15) Сдача ЕГЭ – головная боль старших школьников, их родителей и
учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно
представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать.
Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на
главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком,
выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не
совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к
ответственности за свой выбор.
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв
механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у
школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию,
ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные
решения.
Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на
будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети
учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему
нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него
радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам,
но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке
и в Вашем признании ее как самодостаточной.
Тест для батьків
«Яких принципів Ви дотримуєтесь у вихованні дітей?»
Чи можете Ви:
1. У будь
який момент залишити свої справи і зайнятися дитиною?
2. Порадитися
з дитиною, незважаючи на її вік?
3. Зізнатися
дитині, що припустилися помилки у ставленні до неї?
4. Вибачитися
перед дитиною, якщо вчинили неправильно стосовно неї?
5. Опанувати
себе і з берегти спокій, навіть якщо вчинок дитини викликає обурення?
6. Уявити
себе у ролі дитини?
7. Стати
для дитини добро феєю (добрим чарівником)?
8. Розповісти
дитині повчальний випадок зі свого дитинства, в якому Ви бу –дете виглядати не
якнайкраще?
9. Завжди
утримуватися від слів, які можуть образити дитину?
10.
Пообіцяти виконати будь-яке бажання за
гарну поведінку?
11.
Знайти хоча б один день, коли дитина
зможе робити, що захоче, і не втручатися, якщо навіть Вам здаватиметься, що це
необхідно?
12.
Не реагувати, якщо Ваша дитина вдарила чи
штовхнула іншу, а та дала їй відсіч.
13.
Встояти перед дитячими примхами і
слізьми?
14.
Поставити перед дитиною посильне для неї
завдання і не допомагати їй,навіть якщо бачите її невправність та невміння?
15.
Подолати бажання віддати дитині все
найкраще на шкоду іншим членам
Підрахуйте
суму балів:
-
За кожну відповідь
«так» ставте 2 бали;
-
За «можу ,але не
завжди» - 1 бал;
-
За «ні» - 0 балів.
21 – 30 балів.
Дитина – найбільший скарб у Вашому житті. Ви прагнете не тільки зрозуміти
дитину, а й пізнати її, ставитися до неї з повагою, дотримуєтеся постійної
лінії поведінки. Ви дієте правильно та можете сподіватись на хороші результати.
11 – 20 балів.
Дбати про дитину – для вас найважливіше. Ви маєте здібності вихователя, але не
завжди дієте послідовно і цілеспрямовано. Часом ви над-то суворі, а в інших
випадках – занадто лагідні, окрім того, схильні до компро-місів, які
послаблюють виховний ефект. Вам необхідно серйозно подумати про свої методи
виховання дитини.
До 11 балів. У
Вас серйозні проблеми з вихованням дитини. Вам бракує або знань, або бажання і
прагнення зробити дитину особистістю, а можливо, того і іншого. Радимо
звернутися до фахівців за допомогою.
Комментариев нет:
Отправить комментарий